Мой сайт
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Март » 4 » Офисные приложения
10:15
 

Офисные приложения

После запуска главное окно текстового редактора OpenWriter имеет следующий внешний вид.

При этом следует учитывать, что шрифт заголовков и меню, цвет и внешний вид окон зависят от операционной системы и менеджера окон, из под которого запущен OpenOffice.org, однако расположение и поведение всех элементов пакета едино для любой платформы.

Также следует учитывать, что в настоящее время ведётся активная работа по новому переводу интерфейса OpenOffice.org, поэтому некоторые русские названия элементов интерфейса могут отличаться от приводимых в данном руководстве.

Интерфейс приложений OpenOffice.org по умолчанию содержит следующие стандартные элементы:

  • Строка заголовка.

  • Панель меню.

  • Панель функций.

  • Контекстная панель.

  • Главная панель инструментов.

  • Вертикальная и горизонтальная линейки.

  • Строка состояния.

Внешним видом главного окна можно легко управлять: пользователю доступен широкий диапазон настроек, позволяющий добиться наиболее удобного для работы экранного представления документа.

По умолчанию в строке заголовка выводится имя файла, открытого для редактирования или просмотра. Это имя может быть изменено в свойствах документа. Откройте Файл->Свойства->Описание->Заголовок и задайте подходящий заголовок документа.

Изменять внешний вид можно при помощи меню Вид, либо нажатием правой кнопки мыши над необходимым элементом. Таким образом можно добавить или убрать элемент с экрана либо изменить набор стандартных кнопок.

Наиболее сложную настройку интерфейса можно произвести через меню Сервис->Настройка.

Для удобства работы пользователь может выбрать один из трёх вариантов внешнего вида OpenWriter — стандартный, полноэкранный и режим web-разметки.

Переключение режимов производится в меню Вид->На весь экран или Вид->Режим web-страницы. Кроме того, между стандартным и полноэкранным режимами можно переключаться с помощью комбинации клавиш Ctrl-Shift-j.

Масштаб отображаемого текста в строке состояния документа. Изменить масштаб можно разными способами:

  • Выбрать пункт меню Вид->Масштаб.

  • Дважды щёлкнуть левой кнопкой мыши над размером масштаба в строке состояния для открытия окна диалога.

  • При наличии мыши с колесом прокрутки нажать клавишу Ctrl и, удерживая её, вращать колесо прокрутки.

Под навигацией по тексту понимается перемещение курсора в нужное место документа, это возможно с помощью мыши или клавиатуры.

Первый способ осуществляется с помощью полос прокрутки: «схватившись» мышью за ползунок или с помощью стрелок на полосе прокрутки можно перемещать часть отображаемого документа.

Если мышь имеет дополнительные кнопки или колесо прокрутки, то можно перемещаться по документу, используя их.

Курсор можно перемещать при помощи стрелок и клавиш PageUp, PageDown, Home и End. При нажатии на стрелку влево или вправо курсор перемещается на один символ влево или вправо соответственно. При нажатии на стрелку вверх или вниз курсор перемещается на строку вверх или на строку вниз. Клавиши PageUp и PageDown перемещают курсор сразу на страницу вверх или вниз; Home и End используются для перемещения в начало и конец строки соответственно.

Можно использовать клавиши перемещения курсора совместно с клавишей Ctrl — в этом случае клавиши стрелок влево и вправо перемещают курсор на одно слово (до пробела или знаков препинания) влево или вправо, а клавиши PageUp и PageDown — в начало или конец документа.

Новый текстовый документ можно создать, запустив

./soffice -writer

либо при запущенном OpenOffice.org, выбрав пункт меню Файл->Создать->Текстовый документ.

Для ввода текста необходимо создать новый, либо открыть существующий документ OpenWriter, установить курсор в том месте документа, где будет вводиться текст и, используя клавиатуру, ввести его.

По умолчанию используется режим вставки — текст за курсором будет сдвигаться, а не заменяться на новый. Если необходимо, чтобы введённый текст заменял уже существующий, смените режим вставки на замену при помощи клавиши Insert, либо щёлкните мышью в строке состояния над полем ВСТ.. Текущий режим, отображаемый на панели состояния, изменится.

При вводе текста не стоит беспокоиться о переносе конца строки, OpenWriter сделает это автоматически. Клавишу ввода следует нажимать только тогда, когда начинается новый абзац.

Наиболее удобным является порядок работы, при котором сначала текст вводится полностью, затем исправляются опечатки и только потом проводится форматирование текста.

Через некоторое время после заполнения документа текстом OpenWriter начинает предлагать варианты продолжения длинных слов. Начала работать одна из самых удобных функций OpenOffice.org — автозаполнение. Для того, чтобы согласиться с предлагаемым вариантом, просто нажимайте Enter, если предложенный вариант продолжения слова вам не подходит, просто продолжайте набор. Эта функция очень помогает при вводе длинных терминов или слов на другом языке, особенно тем, кто ещё не научился быстро печатать.

Если в тексте встречается несколько слов, которые начинаются с одинаковой комбинации букв, то используя комбинации клавиш Ctrl-Tab или Shift-Ctrl-Tab, можно выбирать нужные слова из списка слов, которые запомнил OpenWriter.

Для того, чтобы настроить автозаполнение, выберите в меню Сервис->Автозамена/Автоформат->Завершение слова. В этом же разделе меню можно, войдя в пункт Замена, настроить автоматическое исправление наиболее типичных опечаток. Теперь, даже если вы неправильно наберёте слово, OpenWriter изменит его, не дожидаясь проверки орфографии.

В пункте Исключения можно назначить сокращения, после которых предложение не начинается автоматически с большой буквы.

Для выделения текста в OpenWriter предусмотрено несколько альтернативных способов.

Текст можно выделить посимвольно удерживая нажатую клавишу Shift и сдвигая курсор при помощи клавиш. Удерживая Ctrl-Shift, можно выделять текст не посимвольно, а пословно. Комбинация клавиш Shift-PageUp выделяет текст на страницу вверх, а Shift-PageDown — на страницу вниз. Комбинация клавиш Ctrl-A выделяет весь текст документа. Также весь текст можно выделить через пункт меню Правка->Выделить все.

Также можно посимвольно выделять текст, удерживая левую кнопку мыши и перемещая курсор. Двойной щелчок левой кнопкой мыши выделяет слово, а тройной щелчок — строку текста. При нажатой клавише Shift щелчок левой кнопкой мыши выделит текст от позиции текстового курсора до позиции курсора мыши.

Можно выделить несколько фрагментов текста в разных местах документа, для этого нужно нажав и удерживая клавишу Ctrl, левой кнопкой мыши выделять необходимые фрагменты текста. Эта функция называется «Групповое выделение текста».

Изменить режим выделения можно щелчком по строке состояния над надписью СТАНД. Для различных режимов в этой строке используются следующие сокращения:

СТАНДобычный режим выделенияРАСШрасширенный (началом выделения будет текущее положение курсора)ДОБАВгрупповое выделение текста

Переключаться между режимами СТАНД и ДОБАВ можно также клавишей F8.

С выделенным текстом можно производить следующие действия.

Копирование текста

Копировать текст в буфер обмена можно следующими способами:

  • Через пункт меню Правка->Копировать

  • Комбинацией клавиш Ctrl-c

  • Нажав правую кнопку мыши, выбрать пункт всплывающего меню Копировать

Вставка текста

Вставить текст из буфера обмена можно следующими способами:

  • Через пункт меню Правка->Вставить;

  • Комбинацией клавиш Ctrl-v;

  • Нажав правую кнопку мыши, выбрать пункт всплывающего меню Вставить.

Удаление текста

Удалить текст можно следующими способами:

  • Через пункт меню Правка->Вырезать;

  • Комбинацией клавиш Ctrl-х;

  • Нажав правую кнопку мыши, выбрать пункт всплывающего меню Вырезать.

Перемещение текста

Выделенный текст можно перемещать, удерживая левую кнопку мыши и перетаскивая выделенный фрагмент в нужное место.

Сохранить документ можно при помощи меню Файл->Сохранить, кнопки «Сохранить» на панели функций или горячей клавиши Ctrl-s. Если документ уже сохранён, кнопка на панели инструментов будет неактивной.

При первом сохранении документа откроется диалог, где требуется ввести имя файла и, возможно, указать тип документа (если вас не устраивает тип документа по умолчанию).

Название файла вводится в поле «Имя файла», его можно вводить с указанием относительного или абсолютного пути. Для перехода в другой каталог дважды щёлкните по названию каталога в списке. Чтобы было более удобно перемещаться по каталогам, можно сортировать список, щёлкнув по одному из заголовков колонок. Например, для сортировки по типу файла это, очевидно, «Тип»; повторный щелчок по тому же заголовку означает сортировку в обратном порядке (обозначается стрелочкой).

Кнопка перехода на уровень вверх используется для перехода в родительский каталог; если удерживать её более одной секунды, появится меню, позволяющее перейти сразу на несколько уровней вверх.

Следующая кнопка используется для создания нового каталога (в текущем каталоге): потребуется ввести имя нового каталога и подтвердить его создание.

Самая правая кнопка используется для перехода в каталог, где по умолчанию будут сохраняться все документы. Изменить этот каталог можно в диалоге: Сервис->Параметры->OpenOffice.org->Пути->Мои Документы.

Опция «Автоматическое расширение имени файла» используется для установки расширения соответственно полю «Тип файла». Опция «Сохранить с паролем» позволяет сохранить файл, который можно будет открыть только введя пароль (не менее 5 символов).

Если в текущем каталоге уже есть файл с тем же именем, что и сохраняемый, система предупредит об этом.

Кроме сохранения в своём собственном формате, OpenWriter позволяет экспортировать созданные документы в такие популярные форматы, как:

  • Microsoft Word различных версий;

  • Rich Text Format (rtf);

  • Формат StarOffice версий 3–5;

  • Текстовый файл;

  • html и xhtml;

  • DocBook XML;

  • Portable Document Format (PDF);

  • В форматы для наладонных компьютеров с операционными системами PalmOS и PocketPC.

В общем случае, для экспорта документа необходимо выбрать меню Файл->Сохранить как и указать тип экспортируемого документа в диалоге сохранения. Для экспорта в простой текстовый файл необходимо выбирать тип файла «Текст кодированный», указать имя файла и нажать кнопку «Сохранить». В окне «Параметры фильтра ASCII» можно выбрать необходимую кодировку.

Начиная с версии 1.1 в OpenWriter появилась возможность экспортировать созданные документы в формат PDF.

Переносимый формат документов (Portable Document Format — PDF) — это разработанный фирмой Adobe универсальный формат электронного представления документов, включающих в себя шрифтовое оформление, вёрстку и графику. Создав подобный документ, Вы можете быть уверены, что любой сможет увидеть и распечатать его именно в том виде, в каком он был изначально задуман. Вид документа не зависит от того, в какой операционной системе вы просматриваете документ, и для просмотра и печати не требуются какие-либо дополнительные шрифты или другие компоненты — всё необходимое для отображения уже включено в документ.

Для того, чтобы преобразовать созданный документ в файл pdf, нажмите кнопку «Экспорт в PDF» на панели функций и задайте в диалоговом окне имя файла. Для того, чтобы задать параметры создаваемого файла, выберите пункт меню Файл->Экспорт в PDF, задайте в диалоговом окне имя файла и нажмите кнопку «Экспорт». Появится диалоговое окно, в котором можно выбрать область документа для экспорта и параметры оптимизации.

В операционной системе Linux полученные документы в формате PDF можно просматривать с помощью программ xpdf, GhostView или KghostView.

OpenWriter может импортировать документы в следующих форматах:

  • Microsoft Word различных версий;

  • Rich Text Format (rtf);

  • Формат StarOffice версий 3–5;

  • Текстовый файл;

  • html и xhtml;

  • DocBook XML;

  • Документы для наладонных компьютеров с операционными системами PalmOS и PocketPC.

Для импорта документа надо открыть пункт меню Файл->Открыть и в появившемся диалоговом окне выбрать необходимый тип файла.

Чтобы открыть простой текстовый файл в кодировке, отличной от Latin-1, следует указывать тип файла «Текст кодированный» и выбрать необходимую кодировку файла в диалоговом окне.

Зачастую текстовые и графические документы требуется распечатать; для этого в OpenOffice.org предусмотрена специальная команда и утилиты для настройки принтера. Настройка принтеров осуществляется через меню Файл->Параметры печати, в котором можно выбирать принтер и установить его свойства.

Быстрее и проще всего отправить документ на печать, нажав кнопку со стилизованным изображением принтера на панели функций — cразу после нажатия документ будет целиком выведен на печать.

Иногда требуется задать особые параметры печати. Для этого воспользуйтесь пунктом меню Файл->Печать или сочетанием клавиш Ctrlp; в открывшемся диалоге выберите принтер, на который будет производиться печать и, нажав на кнопку «Свойства», установите его свойства.

Возможно, перед выводом на печать хотелось бы посмотреть на экране, как документ будет выглядеть на бумаге. Для этого можно воспользоваться пунктом меню Файл->Предварительный просмотр страницы. На панели инструментов появятся инструменты для установки свойств просмотра, однако в этом режиме отредактировать документ нельзя.

Первые четыре инструмента используются для перемещения по просматриваемым страницам: первый и второй листают по одной странице влево или вправо соответственно; третий и четвёртый инструменты используются для просмотра начала и конца документа.

Далее идут инструменты для установки количества страниц, одновременно отображаемых экране: две или четыре страницы. Отсюда можно также вызвать диалог настройки просмотра, в котором можно указать необходимое количество строк и столбцов, на которое будет поделён экран.

Далее расположены инструменты для просмотра документа во весь экран и печати. Кнопка для полноэкранного просмотра документа прячет меню, панели инструментов, полосы прокрутки и оставляет только панель просмотра. Следующие две кнопки позволяют выводить документ на печать и задавать параметры просмотра соответственно.

Кнопка «Закрыть предварительный просмотр» на панели инструментов служит для возвращения редактора в нормальный режим работы.

Из окна «Предварительный просмотр страницы» можно распечатать текст таким образом, чтобы на одном стандартном листе находилось несколько уменьшенных копий страниц документа. Для этого установите необходимое количество страниц документа на листе, нажав кнопку Параметры страницы->несколько страниц на нижней, контекстной панели, а затем нажмите кнопку «Печать» с изображением принтера и двух листов на этой же контекстной панели.

После того, как текст набран и сохранён, его необходимо проверить. Не стоит пренебрегать проверкой орфографии, даже если вы уверены в себе. От случайных опечаток никто не застрахован. Проверка орфографии в OpenWriter может быть автоматической, по мере набора текста, или вызываться вручную.

Для автоматической проверки нужно нажать кнопку «Автопроверка орфографии» слева на главной панели инструментов или через меню Сервис->Проверка орфографии->Автопроверка орфографии. В этом случае слова, которые OpenWriter не смог найти в своём словаре, будут подчёркиваться волнистой красной линией. Если щёлкнуть по выделенному слову правой кнопкой мыши, будут предложены варианты исправления, вызов диалога для проверки правописания, добавление слова в словарь, пропуск этого слова во всём документе и автоматическая замена слова на один из вариантов, выбранный в подменю.

Для проверки правописания вручную нажмите на кнопку «Проверка орфографии» слева на панели инструментов, либо через меню Сервис->Проверка орфографии->Проверка или клавишей F7; проверка начинается от текущего положения курсора. Пиктограмма за полем «Слово» показывает его статус.

Определённое слово можно пропустить, если оно написано правильно. Как вариант, можно установить опцию «Пропускать всегда», если это слово встречается в документе не один раз.

Если слово написано неверно, то в поле «Слово» нужно ввести правильное написание или выбрать слово из списка «Варианты» и нажать на кнопку «Заменить» для замены этого слова в данном месте или «Заменить всегда» для замены во всём документе.

Кнопка «Тезаурус» служит для добавления в словарь синонимов; этот диалог также можно открыть при помощи меню Сервис->Тезаурус или сочетанием клавиш Ctrl-F7. В нём требуется ввести слово для замены. Обратите внимание — на данный момент поддерживаются не все языки.

Кнопка «Параметры» служит для установки параметров и словарей, которые используются для проверки орфографии, а также расстановки переносов. Эти же параметры устанавливаются в диалоге настройки Сервис->Параметры->Настройки языка->Лингвистика.

Если слово написано правильно, но его нет в словаре, то его можно добавить в словарь. Для этого выберите требуемый пункт в поле «Словарь» и нажмите на кнопку «Добавить». В этом случае все добавленные слова, встречающиеся позже и в других документах, будут считаться правильно написанными.

Есть возможность проверки орфографии только в части текста — для этого перед проверкой потребуется выделить фрагмент текста, который нужно проверить.

Иногда правильно написанные слова отображаются как написанные неправильно. Это может происходить из-за того, что неверно выбран язык документа. Чтобы изменить язык, нужно выделить слово, нажать правую кнопку мыши, выбрать из выпадающего меню Шрифт и в закладке Шрифт указать необходимый язык слова. Этот же диалог доступен через меню Формат->Шрифт.

В стандартном словаре нет слов с буквой ё, поэтому все слова с этой буквой будут считаться неверными. Для того, чтобы проверять тексты с буквой ё, необходимо установить дополнительный словарь.

После того, как текст набран и проверен, желательно придать ему внешний вид, облегчающий восприятие написанного. Для этого различные смысловые части документа принято выделять шрифтами разных гарнитур (например, с засечками и без засечек) или разных начертаний (курсивного, полужирного), отступами, дополнительными межстрочными интервалами (отбивками) и другими способами.

Например, заголовок документа желательно набрать более крупно и разместить его по центру страницы, подписи к рисункам оформить курсивом, а номера страниц разместить в правом нижнем углу каждой страницы.

Присвоение параметров оформления определённым частям документа принято называть форматированием.

Форматирование может быть жёстким или мягким. При жёстком форматировании каждой конкретной части документа — символу, слову, абзацу или странице задаются определённые параметры отображения. При этом форматирование никак не связано с логической структурой документа и объекты, логически относящиеся к одному типу, могут оказаться (и почти всегда оказываются, как показывает практика) оформленными по-разному. Например, одна из подписей к рисункам не будет выделена курсивом, в отличие от остальных.

При мягком форматировании описывается внешний вид не конкретного фрагмента текста, а логической части документа — заголовков, основного текста, сносок, колонтитулов, а для каждой конкретной части документа задаётся только её роль в документе: например, «подпись к рисунку». Описание оформления для определённой логической части документа принято называть стилем.

При использовании стилей необходимо логически разметить документ, т. е. обозначить его структуру. Отмечается, что в документе является заголовком, что основным текстом, а что другими элементами. При этом каждый элемент примет внешний вид в соответствии с тем стилем, который для него определён.

Использование логической разметки документа и мягкого форматирования облегчает работу с большими и сложными по структуре документами и позволяет автоматизировать многие этапы работы с текстом — автоматически создавать оглавления, легко перемещаться по большим документам, быстро изменять оформление и многое другое.

Для форматирования группы символов необходимо выделить их так, как описано в разделе Выделение. Затем можно выбрать можно выбрать необходимый шрифт, его начертание и размер, эффекты оформления, положение группы символов относительно строки в меню Формат->Шрифт.

Некоторые разделы этого диалогового окна вынесены на контекстную панель для ускорения форматирования. Из контекстной панели по умолчанию можно выбрать наименование шрифта, его размер, основные начертания и цвет. Можно добавить или удалить кнопку с контекстной панели, если щёлкнуть над ней правой кнопкой мыши и в выпадающем меню выбрать пункт Показать кнопки.

Под абзацем (от немецкого absetzen — отодвигать) принято понимать структурную часть текста, которая состоит из одного или нескольких предложений, содержащих законченную микротему. При наборе один абзац отделяется от другого символом возврата каретки, который вводится нажатием клавиши Enter.

Перед форматированием абзацев желательно убрать все ненужные символы, например лишние пробелы в начале строк. Для того, чтобы увидеть непечатаемые символы, нажмите кнопку «Непечатаемые символы» на вертикальной главной панели инструментов.

Для форматирования абзаца нет необходимости выделять его, достаточно поместить курсор в любое место абзаца и выбрать пункт меню Формат->Абзац, или пункт Абзац в выпадающем меню, вызываемом правой кнопкой мыши. В появившемся диалоговом окне можно настроить все параметры форматирования абзаца: межстрочный интервал, отступ для первой строки (абзацный отступ) и для всего абзаца, табуляцию, а также обрамление и фон абзаца. Кнопки для выравнивания абзаца вынесены по умолчанию на контекстную панель.

Кнопка для изменения режима табуляции находится слева от горизонтальной линейки. Последовательное нажатие на неё левой кнопкой мыши меняет тип табуляции:

Слева

Текст будет ограничиваться слева и набираться с этой позиции в правую сторону.

Справа

Текст ограничивается справа и выводится с этой позиции влево.

По центру

Текст выводится равномерно влево и вправо от позиции табуляции.

Десятичный

Текст, печатаемый до символа разделителя (поле «Знак»), будет выводиться слева от позиции табуляции, а текст после него — справа. Этот тип необходим прежде всего для выравнивания столбцов чисел с неравным количеством цифр до и после десятичной запятой. При его использовании все запятые в таких числах будут ровно одна над другой. Однако если изменить значение поля «Знак», можно использовать этот тип выравнивания и в других целях.

При использовании выравнивания абзацев во многих случаях увеличивается расстояние между словами в тексте, что особенно заметно при наличии длинных слов. В этом случае целесообразно использовать переносы.

Чтобы OpenWriter имел возможность расставлять переносы в тексте, нужно установить в свойствах языка Русский (меню Сервис->Параметры->Настройка языка->Языки, поле «Западные»).

Расстановку переносов можно производить автоматически или вручную. Автоматическая расстановка переносов устанавливается в свойствах абзаца — в диалоге «Абзац» на закладке На странице в разделе Расстановка переносов нужно включить опцию «Автоматически».

У вас есть возможность вручную обозначить место для желательного переноса: для этого нужно поставить так называемый мягкий перенос. Установите курсор на ту позицию в слове, где можно сделать перенос, и вставьте символ мягкого переноса комбинацией клавиш Ctrl--. Можно произвести поиск всех слов, которые можно перенести, с помощью функции Расстановка переносов в меню Сервис.

Знак = означает место возможного переноса; - указывает на место, в котором он однозначно будет произведён. Чтобы установить перенос, нажмите кнопку «Перенести»; для прекращения расстановки переносов служит кнопка «Отмена». Можно перейти к следующему слову, не устанавливая перенос в текущем, нажав на кнопку «Далее». Ранее установленный перенос можно отменить при помощи кнопки «Убрать».

Для того, чтобы слово никогда не переносилось, нужно добавить его в словарь со знаком = на конце.

Некоторые затруднения у начинающих пользователей вызывает нумерация страниц в OpenWriter. Дело в том, что в отличие от других редакторов в OpenWriter нумерация страниц является частью колонтитула.

Колонтитул — это справочная строка над или под основным текстом страницы. В этой строке, кроме нумерации, можно выводить и другую справочную информацию, например название раздела или всего документа.

Для того, чтобы расставить нумерацию страниц, включите верхний или нижний колонтитул. Это можно сделать с помощью меню Вставка->Верхний колонтитул или Вставка->Нижний колонтитул, а также через диалоговое окно Стиль страницы.

После того, как колонтитул включён; выберите в меню Вставка->Поля->Номер страницы и в документе будут автоматически расставлены номера страниц. В том случае, если поддержка колонтитулов не включена, номер страницы появится на месте текущего положения курсора.

OpenWriter обладает широкими возможностями по форматированию списков. Поддерживаются нумерованные и ненумерованные списки с большой глубиной вложения. Чтобы отформатировать список, установите курсор на тот абзац, с которого предполагается начать список и нажмите кнопку «Нумерация» или «Маркеры» на контекстной панели, в зависимости от того, какой тип списка вам нужен. Все абзацы вслед за текущим будут преобразованы в список.

При работе со списком контекстная панель изменит свой вид. В правом углу появится кнопка в виде стрелки, которая вызывает или убирает контекстную панель нумерации. Вызвав эту панель, можно регулировать глубину вложения списков, внешний вид и способы маркировки текста.

Контекстную панель нумерации можно также вызвать функциональной клавишей F12, а диалоговое окно Нумерация/маркировка правой кнопкой мыши из выпадающего меню, либо через меню Формат->Нумерация/маркировка.

При создании нового документа автоматически загружается набор стилей из стандартного шаблона. При наборе текста нового документа по умолчанию используется стиль обычный. В окне используемых стилей, которое находится слева на контекстной панели, другие стили не отображаются.

Для логической разметки документа необходимо запустить «Мастер стилей» функциональной клавишей F11, кнопкой на панели функций или из пункта меню Формат->Мастер стилей.

В окне Мастера стилей на инструментальной панели вверху слева находится пять кнопок для следующих групп стилей: абзаца, символа, врезок, страницы и списка. Справа находится три кнопки: стилевой заливки, создания стиля из выделенного и обновления стиля по образцу. В окне отображаются стили текущей группы в соответствии с параметром, заданным в списке, который находится внизу окна. Если выставить в этом списке значение «Автоматически», Мастер стилей попробует подобрать подходящий набор стилей для редактируемого документа.

Для присвоения стиля необходимо установить курсор в нужный абзац или на нужную страницу, выбрать в Мастере стилей подходящий стиль, нажать Enter или два раза щёлкнуть левой кнопкой мыши — будет присвоен новый стиль. Для присвоения стиля символу или группе символов их необходимо выделить стандартным образом.

Покажем работу со стилями на примере. Мы уже рассматривали нумерацию страниц. Однако можно заметить, что после расстановки нумерации номер есть и на первой странице. Это во многих случаях неудобно. Чтобы убрать номер с первой страницы, надо присвоить ей стиль Первая страница. Для этого вызовите Мастер стилей, перейдите в раздел Стили страницы, выберите стиль Первая страница и нажмите Enter.

В стандартном шаблоне содержится большое количество стилей, и среди них практически всегда можно выбрать наиболее подходящий. Однако бывают случаи, когда стандартного набора недостаточно и надо изменить имеющийся стиль или создать новый.

Самый простой способ создать новый стиль — использовать функцию Мастера стилей Создать стиль из выделенного. Для этого придайте абзацу, символу или странице нужный формат с помощью жёсткого форматирования, выделите этот фрагмент и нажмите кнопку «Создать стиль из выделенного» на инструментальной панели Мастера стилей. В окне введите новое имя стиля и нажмите «ОК». Новый стиль создан. Теперь можно присваивать новый стиль разделам документа.

Похожим образом можно внести изменения в любой стиль. Выделите необходимый фрагмент текста и задайте фрагменту стиль, в который планируется внести изменения. Затем придайте ему нужный формат с помощью жёсткого форматирования и в Мастере стилей нажмите кнопку "Обновить стиль по образцу". Стиль примет нужный вам вид.

Для тонкой настройки следует открыть окно редактирования стилей. Его можно вызвать из меню Формат->Стили->Каталог->Изменить или щёлкнуть правой кнопкой мыши на необходимом стиле и выбрать Изменить.

Набор стилей, созданных во время работы над документом, можно использовать многократно. Стили можно импортировать из другого документа или сохранить их в шаблоне.

Для импорта стилей из другого документа выберите в меню Формат->Стили->Загрузить и нажмите кнопку «Из файла». Затем выберите необходимый документ. Загруженные стили будут добавлены в Мастер стилей. Однако для многократного использования стилей удобнее использовать шаблоны.

Под шаблоном принято понимать файл, содержащий элементы форматирования документа, но не содержащий самого текста. При создании нового документа на основе шаблона документ наследует стили, параметры страницы (размер и ориентацию), встроенные макросы, поля и другие значения. При этом сам шаблон защищён от случайных изменений. Шаблоны удобно использовать при создании однотипных документов — писем, служебных записок, отчётов и т. п.

Для создания шаблона выберите необходимый документ, удалите из него ненужный текст, проверьте стили и удалите ненужные. Следует помнить, что стили, загружаемые по умолчанию, удалить нельзя. Для удобства поиска шаблона и управления им присвойте ему имя, открыв пункт меню Файл->Свойства->Описание->Заголовок. Затем сохраните новый шаблон, выбрав в меню Файл->Шаблоны->Сохранить. В открывшемся диалоговом окне укажите нужный каталог и сохраните в нём новый шаблон. Для создания нового каталога нажмите кнопку «Управление». В этом диалогом окне можно создавать новые каталоги для шаблонов и перемещать шаблоны между каталогами.

Теперь сохранённый шаблон можно использовать для создания нового документа. Для этого используйте пункт меню Файл->Создать->Шаблоны и документы и выберите нужный шаблон.

Пользователей часто не устраивают параметры, загружаемые OpenWriter по умолчанию. Их можно изменить, загружая по умолчанию другой шаблон. Для этого откройте диалоговое окно «Управление шаблонами», выберите нужный шаблон, щёлкните правой кнопкой мыши и выберите «Сделать шаблоном по умолчанию». Теперь при создании нового документа будут загружаться нужные параметры.

При работе с большими документами зачастую возникают проблемы с ориентацией в тексте и быстрым перемещением по нему. Для облегчения работы с многостраничными текстами в OOWriter существует специальный инструмент - "Навигатор". Его можно вызвать функциональной клавищей F5, кнопкой "Навигатор" на панели функций или двойным щелчком мыши на номере страницы в строке состояния.

Навигатор представляет собой интерактивное оглавление документа, в котором в иерархическом виде представлены все элементы, составляющие данный документ.

В окне Навигатора вверху находится панель функций, в центре перечислены возможные объекты документа, внизу в выпадающем списке содержится перечень всех открытых документов.

Для быстрого перемещения между объектами документа удобно использовать окно «Навигация», которое можно вызвать кнопкой с панели функций Навигатора или кнопкой, расположенной справа внизу на вертикальной полосе прокрутки.

Выбрав в этом окне необходимый элемент документа, например «Страница» или «Графический объект», можно щелкая мышью по стрелкам «вверх» или «вниз» перемещаться между выбранными элементами. Для перемещения на нужную страницу наберите номер этой странице в окошке на панели функций Навигатора и нажмите Enter.

В центральном окне Навигатора перечислены все возможные элементы текста. Объекты, используемые в данном документе, представлены в виде раскрывающегося списка. Щелкнув по нему два раза левой кнопкой мыши, можно увидеть структуру объектов и их иерархию, а с помощью группы инструментов в правом углу панели функций можно изменять уровни этих объектов и перемещать их.

При работе с файлами, содержащими кириллицу, могут возникнуть некоторые проблемы. Одной из самых распространённых является некорректная конвертация файлов, созданных в Microsoft Office 95, в формат OpenOffice.org.

Для правильного отображения подобного файла откройте его в OpenWriter или в OpenCalc и выделите целиком. Затем откройте диалоговое окно Макрос из панели меню Сервис->Макросы->Макрос. Выберите в списке макросов раздел Tools, а в этом разделе макрос <RecodeCyrDoc> для текста и <RecodeCyrSheet> для электронных таблиц. Запустите макрос на исполнение кнопкой «Выполнить».

Для удобства работы с кириллическими документами Владимир Бухал и Алексей Крюков разработали пакет CyrillicTools — сборник различных макросов на OpenOffice.org Basic, предназначенных для работы с кириллическим текстом в среде OpenOffice.org 1.1 и выше. Этот пакет можно скачать с сайта openoffice.ru. Кроме исправления кодировки файлов Microsoft Office 95 пакет позволяет вводить сумму прописью и исправлять кириллический текст, ошибочно введенный английскими буквами.

После загрузки OpenCalc на экране появляется главное окно.

Основным отличием этого окна от аналогичного в OpenWriter является то, что под контекстным меню появляется строка ввода. Она предназначена для ввода значений и формул в ячейки таблицы.

Поле листа состоит из ячеек. Ячейка — это наименьшая структурная единица электронной таблицы; она имеет адрес, определяемый координатами по вертикали и горизонтали. Первая — это название столбца (первая часть адреса); она может иметь значения от A до IV. Вторая — это номер строки (вторая часть адреса) и имеет значение в пределах от 1 до 32000.

Справа и сверху от рабочего листа находятся линейки с названиями столбцов и строк. Чтобы выделить весь столбец, щёлкните по ячейке с его именем на верхней линейке; чтобы выделить всю строку — по ячейке с ее именем на левой линейке. Имя выделенной строки или столбца отображается жирным шрифтом; если выделить одну ячейку, то жирным шрифтом отобразятся обе части адреса, расположенные на линейках.

В строке состояния отображается информация о режимах работы таблицы.

Выбор листа для работы осуществляется щелчком левой кнопки; если щёлкнуть правой кнопкой по навигатору листов, откроется диалоговое окно, где будут доступны следующие операции:

  • Вставка — создание нового листа.

  • Удаление — используется для ненужных листов.

  • Переименование — позволяет присвоить листу другое имя.

  • Перемещение/копирование — позволяет делать копии листов, переносить существующие листы в другие документы, менять очередность их следования.

  • Выделить все — выделяет весь лист.

Для ввода данных выберите ячейку и просто введите то, что требуется. Набираемый текст будет отображаться в ячейке, куда вы вводите текст, и в строке ввода (сверху), которая особенно полезна с учетом того, что ячейка может содержать больше символов, чем позволяет отобразить ее текущая ширина.

Если соседние ячейки справа не содержат значений, то введенная строка будет отображаться полностью; иначе будет отображена только часть строки и в ячейке появится красная стрелочка.

Чтобы отобразить информацию целиком, необходимо либо растянуть ячейку по ширине, либо разрешить разрыв строк.

Изменить ширину (высоту) строки можно несколькими способами:

Автоматически

ДвойноЙ щелчок мыши на правой полоске границы названия столбца и OpenCalc подберет ширину для столбца, выбрав ширину, необходимую для отображения ячейки с самым длинным содержанием. То же самое можно сделать и через меню: Формат->Столбец->Оптимальная ширина

Вручную

Щёлкните левой кнопкой мыши на полоске границы названия столбца и, не отпуская ее, передвиньте до нужной ширины.

Точно

Выберите в столбце, ширину которого требуется изменить, любую ячейку, а затем пункт меню Формат->Столбец->Ширина; в открывшемся окне введите точный размер.

Для того, чтобы разрешить разрыв строк, нажмите Ctrl-Enter, или правой кнопкой мыши щёлкните на ячейке и выберите Формат ячеек, либо выберите пункт меню Формат->Ячейка и далее — закладку «Выравнивание»; здесь поставьте галочку «Разрыв строки».

В этом же окне можно задать вертикальное и горизонтальное выравнивание текста и направление письма (угол поворота текста). Выравнивание позволяет определить положение текста в ячейке (слева, справа, по центру, снизу, сверху) Направление письма позволяет писать в ячейках под заданным углом.

Следует отметить, что если текст начинается со знака =, то он не отображается в ячейке, поскольку OpenCalc считает такой текст формулой. Если нужно напечатать текст, начинающийся со знака =, то необходимо самым первым символом поставить знак одинарной кавычки. Если есть необходимость начать строку со знака кавычки, то необходимо напечатать кавычку два раза.

Одно из назначений электронных таблиц — это вычисления, поэтому сейчас будут рассмотрены основные правила набора формул.

Как уже отмечалось, ввод формулы начинается со знака равенства, далее пишется сама формула. К примеру: =4+16. Записав такую формулу и нажав Enter, мы увидим в ячейке число 20. Конечно, формулы без переменных обычно не имеют особого смысла, поэтому теперь посмотрим, как использовать переменные, в качестве которых в OpenCalc служат адреса ячеек. К примеру, если в A1 мы записали число 20, то если мы запишем в B1 формулу =A1^2 и нажмём Enter в ячейке B1 появится число 400.

Основные арифметические операции, доступные OpenCalc:

+сложение-вычитание*умножение/деление^возведение в степень:задание диапазона

Помимо этих операций, в OpenCalc доступен обширный набор функций следующих категорий:

  • работа с базами данных;

  • обработка времени и дат;

  • финансовые;

  • информационные;

  • логические;

  • математические;

  • работа с массивами;

  • статистические;

  • текстовые;

  • дополнительные.

Для удобства написания формул в OpenCalc разработан «Мастер функций». Чтобы вызвать его, нажмите кнопку «Мастер функций» слева от строки ввода.

В окне Мастера можно набирать функции и проверять правильность их набора; список доступных функций зависит от того, какую категорию вы выбрали. Кроме перечисленных выше категорий, для удобства добавлены «Все» и «Недавно использованные».

В поле редактирования «Формула» отображается текущая формула, которую можно непосредственно редактировать, а можно, поставив курсор в необходимую позицию, дважды щёлкнуть по имени функции из списка, и выбранная функция вставится в окно ввода. Останется только либо ввести аргумент с клавиатуры, либо нажать кнопку с изображением ячейки и выбрать ячейку, значение которой будет аргументом.

В закладке «Структура», набранная формула развернута в дерево, что очень помогает при редактировании формул, позволяя отслеживать порядок вычисления формулы.

Для случая, когда формула достаточно проста (содержит знаки +, -, *, /, ^), но состоит из относительно большого числа переменных, рассмотрим следующий пример:

Пусть требуется вычислить A1+C5*B4; для этого:

Нажмите =, после чего выберите с помощью стрелок управления курсором ячейку A1 (при первом же нажатии на клавишу управления курсором появится красный прямоугольник-курсор). Затем нажмите + и выберите C5, нажмите * и, наконец, выберите B4. Таким способом с помощью клавиатуры можно быстро формировать формулы (ячейки можно выбирать и указателем мыши).

После ввода «=» и какой-либо буквы OpenCalc автоматически высвечивает имя функции, начинающейся на эту букву. Эта возможность позволяет набирать не всю формулу, а только первые её буквы, а дальше, если предложенная функция является именно той, которая нужна, останется только нажать Enter.

Бывает так, что при вводе формул в качестве их аргументов требуется передавать не адрес ячейки, а целую область — к примеру, необходимо просуммировать все значения в столбце A, начиная с адреса A2 по адрес A11. Конечно, можно написать =A2+A3+...+A10+A11 — но гораздо проще и в любом случае правильнее будет написать =Су, затем воспользоваться подсказкой (Сумм) и, нажав Enter, в скобках вписать диапазон A2:A11.

Область рабочего листа задается указанием адреса левой верхней ячейки, далее ставится двоеточие и указывается правая нижняя ячейка. Область можно задать и с помощью мыши.

Иногда требуется произвести однотипные вычисления для большого количества однотипных данных. Электронная таблица позволяет ввести формулу всего один раз — при её копировании в другую ячейку автоматически будет произведена замена параметров новыми значениями.

Пусть стоит задача вычислить cos(x), где x задается в градусах. Для её решения выполним следующие действия:

  1. Введите в ячейку A1 текст «Угол», в ячейку A2 — число «0», в A3 — «1». Выделите ячейку A2 и, не отпуская кнопки мыши, еще и ячейку A3. Выбор ячеек также можно сделать с помощью клавиш курсора: выбрать A2, затем нажать Shift-стрелка вниз.

  2. Далее наведите мышь на правый нижний угол выделенной области; курсор примет форму креста. Нажав и удерживая левую кнопку мыши, выделите красным прямоугольником область размером 360 ячеек, то есть последней выделенной ячейкой должна быть ячейка A361. При этом в желтом прямоугольнике подсказки появится число 360.

Только что был разобран пример автозаполнения. OpenCalc при расширении красной области выделения производит автоматическое увеличение значений ячеек на единицу. В принципе было бы достаточно только ввести «1» и просто размножить ячейку, поскольку OpenCalc по умолчанию размножает ячейки по арифметической прогрессии с приращением «1». Если же удерживать Ctrl, то значения ячейки будут размножаться простым копированием.

Теперь так же легко вычислим значения косинусов всех углов; для начала требуется вернуться в начало страницы при помощи Ctrl-Home (возвращение в начало листа) либо Ctrl-стрелка вверх (переход к верхнему полю блока).

Введите в B1 «cos(угла)», а в B2 латиницей «=c» и нажмите Enter; далее, переключившись на русский язык, «р»; Enter, стрелку влево и Enter. Итак, нажатием всего нескольких кнопок была введена формула «=COS(РАДИАНЫ(A2))». Теперь, зацепив крестообразным курсором нижний правый край ячейки, можно применить формулу ко всем значениям углов. Результат — значения косинусов всех углов.

OpenCalc, как и любая современная электронная таблица, поддерживает различные форматы данных в ячейках, которые определяют их отображение в таблице. К примеру, тексту 3/4/01 будет присвоен формат Дата. Если сменить формат ячейки на число, то мы получим 36954.

Для того чтобы изменить формат ячейки, щелкните правой кнопкой мыши на ячейке и в контекстном меню выберите Формат ячейки и в открывшемся окне закладку «Числа».

Все форматы для удобства разбиты по категориям: числовой; денежный; финансовый; дата; время; процентный; дробный; научный; логический; текстовый.

В нашем примере с вычислением косинуса измените количество отображаемых знаков после запятой (значение параметра дробная часть) на 7. Наш формат автоматически занесётся в категории Число и Определяемый пользователем.

Вернемся к примеру с вычислением косинуса. Пусть теперь требуется вычислить функцию «cos(угол+фаза)». Допустим, фаза является константой и должна храниться в ячейке С2. Тогда изменим формулу в B2 с «=cos(радианы(A2))» на «=cos(радианы(A2+С2))» и размножим на все 360 значений. Никакого эффекта практически не будет: дело в том, что мы не сказали, что фаза у нас постоянна, то есть в ячейку B3 записалась формула «=cos(радианы(A3+С3))». В C3 данные отсутствуют, поэтому OpenCalc считает, что в C3 записан «0». Чтобы запретить изменение переменной по столбцу или строке, нужно перед координатой вписать знак $.Теперь запретим изменение координаты строки, изменив в нашей формуле C2 на C$2.

Для быстрой вставки $ в редактируемый адрес удобно использовать сочетание клавиш Shift-F4. Если нажать эту комбинацию один раз, знак $ добавится к координате столбца и координате строки; два раза — только к координате строки, три — к координате столбца. Четвертое нажатие эквивалентно первому.

Поскольку документ OpenCalc содержит несколько листов, возможна адресация и между листами. До этого момента мы рассматривали локальную адресацию, действующую в пределах одного листа; полный адрес ячейки выглядит следующим образом:

<Название листа>.<Локальный адрес ячейки>.

Теперь осталось вставить диаграмму нашего вычисления. Делается это очень просто: Выделяются два столбца A и B. Из меню выбирается пункт Вставка->Диаграмма

В нашем случае первая строка является подписью оси x, поэтому оставляем галочку «Первая строка как подпись». Область значений, записанная в поле «Область», определилась автоматически, она, как и предполагалось, равна «$Лист1.$A$1:$B$361».

Нашу диаграмму можно разместить либо на одном из уже существующих листов, либо на новом листе. Если поместить диаграмму на новом листе, то она будет занимать его полностью, что очень удобно для распечатки диаграмм на целый лист. В нашем примере выбран для размещения диаграммы Лист1.

После заполнения каждого диалогового окна нужно нажать кнопку «Далее» и выбрать в следующем окне тип диаграммы:

Двумерные диаграммы

Линии; с областями; гистограмма; линейчатая; круговая; диаграмма XY; сетчатая; биржевая.

Трёхмерные диаграммы

График 3М; с областями 3М; гистограмма 3М; линейчатая 3М; круговая 3М.

Поскольку в нашем случае диаграмма строится по двум столбцам, выберем XY-диаграмму. Ряды данных заданы в столбцах.

Затем уточним вариант диаграммы. Укажем название диаграммы; поскольку на ней присутствует только одна зависимость, убираем галочку легенды. Вводим подписи осей X и Y. Затем нужно нажать кнопку «Готово».

С помощью OpenDraw можно снабдить любой документ OpenOffice.org высококачественными иллюстрациями — будь то текстовый документ, электронная таблица или презентация. Кроме того, есть возможность экспортировать рисунок в другие приложения, используя широко распространенные графические форматы.

OpenDraw позволяет создавать как векторные, так и растровые рисунки.

Рассмотрим сначала последние. Растровые рисунки состоят из ограниченного числа точек и изображение в таких рисунках формируются комбинацией точек разного цвета. Как следствие, рисунки растрового типа не масштабируются — точнее, неважно выглядят после изменения размера. В то же время растровые рисунки хорошо переносятся из одной программы в другую, так как по сути сводятся к простому массиву точек.

Векторными называются рисунки, состоящие из объектов (линий, прямоугольников, окружностей, градиентов и т. д.) и не имеющие фиксированного разрешения; впрочем, они могут включать и растровые картинки в качестве объектов. Векторная графика великолепно масштабируется и в любой момент может быть преобразована в растровую форму с любым заданным разрешением. Благодаря этому свойству векторные рисунки являются наиболее предпочтительными при создании иллюстраций к документам; в тоже время, при экспортировании документа в какой-либо внешний для OpenOffice.org формат, векторные рисунки не всегда могут быть использованы и в таких случаях конвертируются в растровые изображения.

Программа OpenDraw в основном предназначена для создания векторных рисунков; для работы с растровыми изображениями существуют такие приложения, как gimp.

Далее в этом руководстве будут обсуждаться в основном векторные рисунки; растровые рисунки будут рассматриваться только с точки зрения их использования как части векторного изображения, а также в контексте преобразования векторных изображений в растровые.

Общий вид главного окна программы показан на рисунке.

Вверху главного окна расположена область меню; ниже — панели функций, гиперссылок, объектов; слева вертикально расположена панель инструментов, чуть правее — линейка, еще ниже — панели символов, цветов, наконец, в самом низу главного окна — панель состояния. Любую из перечисленных панелей можно включить или выключить через меню Вид->Панели Символов.

В центральной части главного окна программы располагается рабочий лист рисунка. Масштаб отображения рабочего листа устанавливается через меню Вид->Масштаб или с помощью инструмента «Масштаб» на панели инструментов.

Под графическими примитивами понимаются минимальные графические объекты, которые составляют векторный рисунок. К графическим примитивам в OpenDraw относятся: линии и стрелки; прямоугольники; окружности, эллипсы, дуги, сегменты и секторы; кривые; соединительные линии; трёхмерные объекты (куб, шар, цилиндр и т. д.); текст. Из графических примитивов могут быть составлены более сложные объекты при помощи функции комбинирования и логических операций над формами; об этом речь пойдет позже.

Чтобы создать примитив одного из перечисленных типов, нажмите и удерживайте кнопку соответствующей группы примитивов на панели инструментов. Затем, выбрав нужный примитив из выпадающего списка иконок, отпустите кнопку. В результате включается режим создания примитива, в котором нужно указать с помощью мыши расположение ключевых точек и расстояний примитива. У разных примитивов разное число параметров: так, у простой линии всего два параметра, а у кривой — неограниченное количество. Ниже пойдет речь об особенностях создания различных примитивов.

Линии и стрелки

Для создания линии укажите начальную и конечную точку линии на листе рисунка: начальная точка линии задаётся левой кнопкой мыши; затем, не отпуская кнопку, установите курсор на конечную точку линии и отпустите кнопку — линия создана.

Соединительная линия

Этот объект создаётся точно так же, как и обычная линия. Особенностью соединительной линии является способность привязываться к объектам, поэтому при создании соединительной линии вместо точки начала или конца линии можно указать какой-нибудь объект — программа сама подберет наилучшую точку присоединения линии к нему.

Прямоугольники

Здесь нужно указать положение двух противоположных вершин прямоугольника: первую укажите нажатием левой кнопки мыши; затем, не отпуская её, подведите курсор ко второй точке и зафиксируйте фигуру, отпустив кнопку.

Окружности, эллипсы, дуги, сегменты и сектора

Для создания окружности или эллипса достаточно указать размер примитива двумя точками: первую точку укажите, нажав левую кнопку мыши, не отпуская её, переместите курсор на необходимое расстояние ко второй точке и отпустите кнопку мыши. Окружность или эллипс будут вписаны в прямоугольник, заданный начальной и конечной точками. Чтобы получить дугу, сегмент или сектор, нужно указать ещё две точки на контуре окружности или эллипса, также нажав и отпустив левую кнопку мыши.

Трёхмерные объекты

Чтобы задать трёхмерный объект, необходимо указать его максимальный размер в одном из двух измерений. Трёхмерный объект создаётся в фиксированных пропорциях, которые можно изменить уже после его создания.

Текст

Текстовый объект создаётся простым щелчком левой кнопки мыши в нужном месте листа: появится кадр набора текста с текстовым курсором.

При создании текста, вписанного в рамку, сначала задайте рамку двумя точками: нажмите правую кнопку мыши в первой точке, переместите курсор и отпустите кнопку во второй точке. Размер шрифта будет автоматически подобран так, чтобы текст занимал всю область указанной рамки.

Легенда

Легенда — это рамка со стрелкой, которая обычно используется для пояснения какой-либо части рисунка. Она задаётся, как и обычная рам

Просмотров: 462 | Добавил: elizablen | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный конструктор сайтовuCoz