Новый шрифт – Pragmatica Slabserif
Гарнитура Прагматика Слабсериф разработана на основе популярной гарнитуры Прагматика (дизайнеры Владимир Ефимов, Изабелла Чаева, 1989–2004) путем добавления к ней брусковых засечек. Первые эскизы шрифта, на основе которых Ольга Умпелева создала брусковый шрифт в шести начертаниях, согласованный по рисунку и метрикам с исходным рубленым шрифтом, были сделаны Владимиром Ефимовым в 1988 году при разработке гарнитуры Прагматика.
Прагматика, выпущенная в 1989 году, является одной из наиболее известных и популярных отечественных гарнитур. Несмотря на наличие большого числа шрифтов, близких по дизайну, среди которых Гельветика, Юниверс и Эриал, шрифт Прагматика многие годы удерживает лидерство в списке бестселлеров и является одним из наиболее коммерчески успешных отечественных шрифтовых проектов.
Разработка брусковой версии гарнитуры Прагматика была задумана давно и долго ждала своего часа. Другие проекты казались более значимыми и отодвигали эту работу на задний план. Но тем не менее, несмотря на бесконечные отсрочки, работа была закончена, и шесть начертаний Прагматики Слабсериф наконец увидели свет. Первые эскизы брусковой Прагматики были нарисованы Владимиром Ефимовым более 20 лет назад и, таким образом, этот шрифт на сегодняшний день является рекордсменом по длительности разработки.
«Когда я начал работу над Прагматикой, я задумал ее как полигарнитуру (шрифтовую систему), сильно развитую по начертаниям, наподобие Neue Helvetica (1983) фирмы Линотайп. Вместе с тем было очевидно, что к такому гротеску, нейтральному по форме, можно легко добавить брусковые засечки, чтобы получить новый шрифт. Примеры подобного подхода были известны, хотя бы Serifa (1967) Адриана Фрутигера на основе его же шрифта Univers (1957), ITC Lubalin Graph (1974) Херба Лубалина на основе ITC Avant Garde Gothic (1970) Лубалина и Карнезе и Helserif (1978) Фила Мартина на основе популярного шрифта Helvetica (1957) Мидингера и Хоффмана. Поэтому приблизительно году в 1988, когда основные формы Прагматики уже определились, я попробовал пририсовать к ней засечки, чтобы посмотреть, как это будет выглядеть в разных начертаниях. Тогда я нарисовал всего несколько знаков, чтобы можно было набрать тестовые слова по-английски и по-русски (Pragmatica Serif, Прагматика Сериф). В то время я работал в Отделе наборных шрифтов НИИ полиграфмаш на компьютерной системе Aristo, и эскизы Прагматики Сериф были нарисованы сразу на экране в программе Ikarus. Далее тестовые слова в семи начертаниях были вырезаны с помощью графопостроителя на двухслойной пленке Rubilyth и пересняты на фотопленку. В то время работа над шрифтом этим и ограничилась, и отпечатки остались лежать у меня в архиве до лучших времен.
Но и сама Прагматика в то время была разработана далеко не во всех начертаниях, в которых она была задумана. И только недавно, после того как усилиями коллег из ПараТайпа в 2004 году была завершена работа над большой Прагматикой в 42 начертаниях, настала очередь ее брускового дополнения. Дизайнер Ольга Умпелева разработала шесть начертаний Прагматики Слабсериф, согласованных с соответствующими начертаниями Прагматики по размерам, пропорциям, насыщенности и характеру рисунка, основываясь на моих эскизах 1988 г. Таким образом, Прагматика вместе с Прагматикой Слабсериф теперь образовали супергарнитуру и могут применяться как совместно друг с другом, так и самостоятельно.»
15.02.2011